- Киновия
- иначе общежитие, форма монастырского жития. Система иноческой жизни, пройдя стадии анахоретства, уединенного образа жизни, келиотства общинной монастырской жизни, скитства, или соединения нескольких келий, называемого лаврой, во главе опытного старца (аввы), дошла до высшей формы своего развития до монастырской жизни, представляющей уже вполне определившуюся корпорацию. Монастырская жизнь началась впервые с Киновии в византийск. импер. Первую Кинов. мужск. и женскую учредил в Египте в Тавенниси препод. Пахомий Великий в IV в., затем его продолжателем в Малой Азии был Василий Великий. В основанных ими мон. разработан был устав, образцом которого воспользовались свв. Савва Освященный в VI в., Феодор Студит в IX в., Афанасий афонский в XI в. После них появляются уставы ктиторские, каковы устав монаст. Успения Богоматери, составленный патр. Алексием Студитом (XI в.), Всемилостивого Спаса Михаилом Атталиатом, Бачковского мон. Богородицы Григорием Бакурианом, патмосск. монаст. ап. Иоанна Богослова св. Христодулом, кипрск. монаст. Богородицы Махера иеромонах. Нилом в XII в. В России впервые воспользовался уставом для киновии св. Феодосий Печерский. Устав является обыкновенно в таких чертах: главой монаст. был иеромонах или архимандрит, назыв. игуменом или настоятелем; ему принадлежала высшая власть над иноками и забота о их нравственной и материальной жизни; он был для них примером подражания и начальником, без благословения и разрешения которого ничего не могло совершиться; сам же он подчинялся епархиальной власти и давал ответ братии в случае какого-нибудь правонарушения. Он управлял монаст. совместно с целым штатом, состоящим из эконома, экклезиарха, дохиара, или казначея, келаря, трапезничьего, виночерпия, епитирита, таксиарха, привратников и друг. Монахи все были равны между собой, были братьями, друзьями, безвыходно жили при монастыре, проводя время в постоянных молитвах и тяжелых работах. Допускались к пострижению все свободные совершеннолетние люди, если только давали искренний обет порвать все связи с миром и проходить известное трехлетнее испытание. Приношений от него не требовалось, но если у него было имущество, он обязан был его завещать монаст., причем не имел права потом приобретать личную собственность. При пострижении монах давал обет жить во славу Бога, согласно Св. Писанию, и этот обет обязывался хранить свято и нерушимо. Во главе всех монастырей и игуменов стоял киновиарх, избираемый иноками братьями всех киновий. Первым киновиархом, или главным аввою, 13 монастырей состоял Пахомий Великий, живший в Тавенниотском монаст., который перед своей смертью назначил преемником себе Петрония; затем идет Орсисий, а после него препод. Феодор Освященный. В Понте же кин. был св. Василий Великий, а в Палестине св. Феодосий, обитавший в киновии Дер-Доси близ Иерусалима. К. наблюдал за общею жизнию всех монаст., назначал настоятелей и собирал общие собрания 2 раза в год: одно на Пасху для совместной встречи Светлого Христова Воскресения и другое в августе для дачи отчета и для ревизии. Несколько смешано понятие киновиарха с должностью игумена и начальника общежития каждого монаст. у афонского монашества, у которого первым К. был препод. Афанасий. На Руси водятся при лаврах Александро-Невск., Св.-Троицк. и др. отдельно маленькие монастырки, или метохи, наз. киновиями, имеющие чисто историческое значение. Они возникли еще до появления монастырей больших по греческому образцу, в память которого и носят как бы самостоятельный характер.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.